Вначале о том, что такое MIDI. Большинство
людей знакомы с этими четырьмя буквами как с "форматом файлов" для
веселых мелодий к мобильным телефонам. MIDI расшифровывается как Musical
Instrument Digital Interface. Это протокол, или способ обмена данными между
устройствами (либо программами), поддерживающими этот протокол. Что за данные?
Эти данные называются MIDI-сообщениями. Они содержат в себе ноты, а также
дополнительные сведения о них - инструмент, громкость и другие.
Допустим, проигрыватель в мобилке считывает
MIDI-файл и передает из него данные на простенький синтезатор, встроенный в
мобильник. А синтезатор, получая эти MIDI-команды, выполняет их.
Есть несколько стандартов MIDI, и самый
распространенный - это General MIDI (GM). Он определяет, кроме прочего, таблицу
инструментов. Таблица эта ни что иное, как пронумерованный список из 128
названий инструментов. Например, под номером 1 идет акустическое пианино, под
69 - гобой, на номере 20 - церковный орган. По приведенной выше ссылке вы
можете получить полный пронумерованный список инструментов.
Партии в MIDI распределены между 16
каналами. У вас есть 16 каналов, чтобы посылать в них ноты. Однако, это не
ограничивает количество партий в песне. Канал номер 10 канал отведен для
ударных. Все ноты, посылаемые на этот канал, будут воспроизведены виртуальной
ударной установкой MIDI-синтезатора. При работе с виртуальными синтезаторами (а
не встроенным в звуковую карту), каналы, как правило, не имеют значения, если
только синтезатор не многоканальный. Например, у Edirol Orchestra - 16 каналов,
на каждом по инструменту. И можно посылать партии на тот или иной канал.
"Железные" синтезаторы
поддерживают GM, равно как и мобильные телефоны (в той или иной мере).
Получается так - проигрыватель в мобилке просит встроенный синтезатор -
сыграй-как мне инструментом номер такой-то такую-то ноту на такой-то громкости.
Для того, чтобы записать партии в MIDI,
нужна программа, называемая секвенсером (sequencer). Есть много разных
секвенсеров, о них я расскажу ниже, в разделе о DAW (программе звукозаписи и
сведения). Применение "чистых" секвенсеров ограниченно, обычно их
функциями обладают DAW, где и вы будете работать с MIDI. В секвенсере вы можете
прописывать партию нотами, а можете квадратиками на особой сетке, именуемой
пианороллом (pianoroll). В некоторых DAW/секвенсерах нет нотного стана, а есть
только пианоролл. Секвенсер также позволяет записывать MIDI-ноты (и другие
команды), играемые с MIDI-клавиатуры или синтезатора, подключенного через
MIDI-вход.
Секвенсер умеет воспроизводить MIDI-партии
как через синтезатор, встроенный в звуковую карту, так и на виртуальных
инструментах, подключенных к секвенсеру. Эти инструменты обычно являются
плагинами формата VSTi. В сети есть бесплатные такие плагины, а есть и большие
коммерческие пакеты. Об этом поведаю в свое время. Таким образом, при работе с
MIDI у вас всегда под рукой целый оркестр из 128 стандартных инструментов (из
"прошивки" синтезатора звуковой карты) и неограниченного количества
дополнительных. И конечно же, вы можете создавать песни, где используются как
MIDI, так и "живые" партии.
Отдельный разговор - качество звучания
MIDI-партий. Всё зависит от того, на какой программный или железный синтезатор
посылаются MIDI-сообщения. В старых звуковухах и мобилках были синтезаторы на
основе FM (частотно-модуляционного) синтеза, который плох в попытках
воспроизвести естественные инструменты, поэтому MIDI-файлы звучали в основном
как набор писков. Сам по себе FM-синтез может давать удивительные красивые
тембры, но звуковые карты с FM-синтезаторами звучали немногим лучше музыки с
игровых консолей вроде NES - у нас более известен её клон "Денди".
Там тоже, кстати, FM-синтезатор. Есть еще синтез на основе волновых таблиц (wavetable).
Вместо попыток синтезировать тембр инструмента, воспроизводится его сэмпл.
Существуют и другие виды синтеза, о которых я, вероятно, расскажу в новых
редакциях книги.
Перейдем теперь к "железным"
синтезаторам и MIDI-клавиатурам. Железный синтезатор нужен, чтобы ходить с ним
на репетицию или играть на концерте, где нельзя использовать компьютер с
секвенсером (конечно, если у вас есть такой ноутбук "на вынос"). В
синтезаторе все звуки вшиты в сам синтезатор - он автономен, но ограничен в
наборе инструментов. Да, в дорогие модели вы можете засовывать дополнительные
инструменты, но эти "дорогие модели" стоят во много раз больше, чем
навороченный компьютер. А дешевый синтезатор стоит до 100 долларов. Пригоден
для квартирников.
MIDI-клавиатура - это фортепианная,
"синтезаторная" клавиатура, подключаемая к компьютеру. Грубо говоря,
это синтезатор без начинки. MIDI-клава просто посылает сообщения на
программу-секвенсер, запущенную на компьютере. А уж секвенсер передает эти
сообщения синтезатору звуковой карты или виртуальному инструменту. Кстати, и
"железный" синтезатор можно использовать в качестве MIDI-клавы, если
у такого синта есть MIDI-выход. MIDI-клавиатуры стОят начиная от ста с чем-то
баксов.
Если вы соединили MIDI-клаву или синтезатор
с секвенсером через MIDI-порты (либо USB), то секвенсер будет получать от
клавиатуры играемую вами партию в виде нот, которые потом можно будет свободно
понотно редактировать в секвенсере. Если вы сфальшивите - ничего страшного,
исправите позже. Однако, если вы хотите сыграть партию тембрами вашего
"железного" синтезатора, то его придется соединить с компьютеров уже
через аналоговый вход, и запись будет сделана в формате цифрового звука, в WAV
- то есть уже не ноты, и вы сможете разве что наложить какие-то эффекты, а не
исправить мелодию в случае фальши.
Для домашней записи больше подходит
MIDI-клавиатура, чем полновесный синтезатор. В последнем вы быстро наиграетесь
со вшитыми звуками и всё равно будете использовать его как MIDI-клаву, играя
виртуальными инструментами. Так стоит ли тратить деньги? С другой стороны, если
вы выступаете где-то на концерте и хотите играть на клавишах, то понадобится
либо "железный" синт, либо ноутбук с той же MIDI-клавой, что по цене,
однако, дешевле мощного "железного" синтезатора. Я говорю о мощном.
Хотя в этой книге речь идет о любительской
звукозаписи, однако давайте посмотрим на современный и, что называется -
профессиональный - синтезатор KORG Oasis ценой около 8500 долларов. Что там
внутри? Процессор Pentium 4 на 2.8 гигагерца, винчестер на 40 гигабайтов да 1
гигабайт оперативки, плюс сенсорный дисплей на 10.4 дюйма, ну и фортепианная
клавиатура с разными дополнительными регуляторами. Всё это работает под
управлением системы Linux. Конечно, есть еще звуковое сердце - сам собственно
музыкальный синтезатор, основанный на уйме методов синтеза и сэмплинга. Эта
звуковая начинка придет синтезатору своё, особое звучание.
А в случае использования MIDI-клавы вы
вольны выбирать "начинку", используя виртуальные, программные
синтезаторы, которые парой щелчков мыши подключаются к программе звукозаписи. О
таких виртуальных синтезаторах речь пойдет немного позже. Выбираете нужный
программный синт и играете на нем с MIDI-клавы.
MIDI-клава втыкается через кабель в
MIDI-порт звуковухи или по USB. В последнем случае питание поступает тоже по
USB. Синтезатор подключается через MIDI-порт - на которых звуковых картах он
есть, на некоторых (встроенных) иногда отсутствует. Продаются еще
кабели-переходники с MIDI на USB.
Большинство MIDI-клавиатур продаются только
с USB-кабелем, без MIDI-кабеля и блока питания. Для подключения MIDI-клавы по
USB нужен драйвер, прилагаемый на диске в коробке с клавиатурой. В Windows с
этим трудностей нет, а под Linux такие дрова есть не ко всем клавам - спасибо
производителям клавиатур за заботу! Для работы MIDI-клавы под Linux вам скорее
всего понадобится блок питания и MIDI-кабель.
|